Киноплакаты дореволюционной России

Искусство киноплаката появилось в Российской империи одновременно с художественным кинематографом и развивалось вместе с ним. До революции это был основной вид рекламы новых фильмов — обычно афиши издавали малыми тиражами за счет самих кинотеатров. Портал «Культура.РФ» собрал афиши к самым популярным фильмам 1908–1917 годов.

На первых плакатах чаще всего упрощенно изображали важные сцены фильмов. Такие работы напоминали лубочные картинки. Однако вскоре художники стали усложнять композицию, тщательно прорисовывать детали, стремились передать атмосферу картины и характеры героев. Чтобы сделать афишу выразительной, они сочетали разные техники живописи, графики и фотомонтажа. Постепенно плакаты становились отдельным видом искусства: их создавали профессиональные художники — Поль Ассатуров, Петр Житков, Михаил Кальмансон, Георгий Алексеев.

«Стенька Разин» (другие названия — «Понизовая вольница», «Стенька Разин и княжна») — первый художественный фильм Российской империи. Экранизацию пьесы Василия Гончарова снял в 1908 году Владимир Ромашков. А афишу для фильма нарисовал петербургский художник Поль Ассатуров.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Поля Ассатурова к художественному фильму Владимира Ромашкова «Стенька Разин» (1908)

Еще один фильм с таким же названием снял в 1914 году Григорий Либкен. Автор плаката — Петр Мосягин.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Петра Мосягина к художественному фильму Григория Либкена «Стенька Разин» (1914)

«Истерзанные души» — немой фильм режиссера Владимира Касьянова, вышедший в 1917 году. Плакат к нему создал Михаил Кальмансон.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Михаила Кальмансона к художественному фильму Владимира Касьянова «Истерзанные души» (1917)

Фильм «Под вечер, осенью ненастной» снят в 1917 году. В основу сюжета легло одноименное стихотворение Александра Пушкина, очень популярное в те годы:

Под вечер, осенью ненастной,
В далеких дева шла местах
И тайный плод любви несчастной
Держала в трепетных руках…

Имя режиссера не сохранилось, известна только его фамилия — Ларин. Рекламный плакат к фильму нарисовал Георгий Алексеев.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Георгия Алексеева к художественному фильму режиссера Ларина «Под вечер, осенью ненастной» (1917)

«Лунная красавица» — немой фильм Евгения Бауэра с Верой Холодной в главной роли. Картина вышла в 1916 году, автор афиши — Петр Житков.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Петра Житкова к художественному фильму Евгения Бауэра «Лунная красавица» (1916)

Афиша для фильма «Туман» — еще одна работа Петра Житкова. Изображение на ней похоже на кинокадр, однако художник рисовал его вручную. Драму «Туман» выпустили на кинофабрике Александра Ханжонкова в 1917 году.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Петра Житкова к художественному фильму Александра Ханжонкова «Туман» (1917)

«Зеленый паук» — мистическая драма 1916 года, снятая режиссером Александром Волковым. Афишу для фильма создал Михаил Кальмансон. Сам фильм до наших дней не сохранился.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Михаила Кальмансона к художественному фильму Александра Волкова «Зеленый паук» (1916)

Кинокартина «Мечта убита», снятая в 1910-х годах, также не сохранилась до наших дней. Плакат для нее создал художник Георгий Александров.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Георгия Александрова к художественному фильму неизвестного режиссера «Мечта убита» (1910-е)

Фильм «Побег Лизы Басовой» снят в 1917 году по мотивам одноименного рассказа Александра Амфитеатрова. Режиссер картины — А. Ивонин. Автор плаката — Владимир Свешников.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Владимира Свешникова к художественному фильму А. Ивонина «Побег Лизы Басовой» (1917)

«Король Парижа» — последняя режиссерская работа Евгения Бауэра, выпущенная в 1917 году. Фильм снят по мотивам романа Жоржа Онэ. Плакат для него создал Петр Житков.

Киноплакаты дореволюционной России

Плакат Петра Житкова к художественному фильму Евгения Бауэра «Король Парижа» (1917)

Автор: Ирина Кирилина