Вспоминаем отечественные фильмы, отмеченные главным призом Московского Международного кинофестиваля. Кстати, он не всегда назывался «Золотой святой Георгий». До 1968 года главной наградой смотра был Большой приз, потом — Золотой. А в 1989 году появилась статуэтка, изображающая святого Георгия — покровителя Москвы.

1-й ММКФ

1959 год. Председатель жюри — режиссер Сергей Герасимов (СССР).

Большой приз: «Судьба человека»

Режиссер — Сергей Бондарчук

Дебютный фильм Сергея Бондарчука получил Большой приз 1-го ММКФ в 1959 году (на самом деле это был второй Московский международный кинофестиваль; первый первый прошел в 1935-м, однако его не включают в официальную хронологию кинофестиваля. Тогда победил не фильм, а целая обойма картин студии
«Ленфильм»: «Чапаев», «Юность Максима», «Крестьяне». Примечательно, что сам приз Сергей Бондарчук только подержал в руках на сцене, а потом был вынужден сдать на «Мосфильм» — такой был порядок, награды хранились не у авторов, а на студии. Через полвека, когда Сергея Бондарчука уже не было на свете, Большой приз 1-го ММКФ торжественно вручили его вдове, актрисе Ирине Скобцевой. Это произошло на церемонии открытия 30-го, юбилейного Московского кинофестиваля.

Победы на своём поле. Галерея 1

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)

Победы на своём поле. Галерея 1

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)

Победы на своём поле. Галерея 1

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959)

4-й ММКФ

1965 год. Председатель жюри — режиссер Сергей Герасимов (СССР).

Большой приз: «Война и мир»

Режиссер — Сергей Бондарчук

Две первые серии грандиозной киноэпопеи — «Андрей Болконский» и «Наташа Ростова» — были показаны в конкурсе 4-го ММКФ в 1965 году и разделили Большой приз с венгерской картиной «Двадцать часов» режиссера Золтана Фабри. Распоряжение Министерства культуры подготовить две серии «Войны и мира» для участия в ММКФ пришло буквально за месяц до фестиваля. Вовсю шли съемки материала следующих серий. Такой аврал буквально подкосил Бондарчука: в тот год режиссер перенес клиническую смерть, последовавшую за тяжелым сердечным приступом.

Победы на своём поле. Галерея 2

Кадр из фильма «Война и мир» (1965)

Победы на своём поле. Галерея 2

Кадр из фильма «Война и мир» (1965)

Победы на своём поле. Галерея 2

Кадр из фильма «Война и мир» (1965)

6-й ММКФ

1969 год. Председатель жюри — режиссер Сергей Герасимов (СССР).

Золотой приз: «Доживем до понедельника»

Режиссер — Станислав Ростоцкий

Без этой картины до сих пор не обходится ни один праздничный выходной на нашем телевидении. В 1969 году, в дни VI Московского международного кинофестиваля, обаяние советского фильма захватило и зарубежных кинематографистов — членов жюри. Но, как часто случалось в те годы на ММКФ, Золотой приз был поделен между несколькими картинами. В победители вышли, помимо Станислава Ростоцкого, итальянец Пьетро Джерми с фильмом «Серафино» и кубинец Умберто Солас с лентой «Лусия».

Победы на своём поле. Галерея 3

Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968)

Победы на своём поле. Галерея 3

Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968)

Победы на своём поле. Галерея 3

Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968)

9-й ММКФ

1975 год. Председатель жюри — режиссер Станислав Ростоцкий (СССР).

Золотой приз: «Дерсу Узала» (СССР — Япония)
Режиссер — Акира Куросава

Совместный советско-японский фильм великого режиссера Акиры Куросавы не мог быть не отмечен на главном советском кинофестивале. Но, как и в случае с картиной «Доживем до понедельника», «Дерсу Узала» оказался одним из трех фильмов — лауреатов Золотого приза. В 1975 году конкуренция на девятом Московском кинофестивале была высокая. С Куросавой главный приз разделили Этторе Скола (с фильмом «Мы так любили друг друга») и Анджей Вайда (с картиной «Земля обетованная»). Также «Дерсу Узала» был отмечен премией ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы).

Победы на своём поле. Галерея 4

Кадр из фильма «Дерсу Узала» (1975)

Победы на своём поле. Галерея 4

Кадр из фильма «Дерсу Узала» (1975)

Победы на своём поле. Галерея 4

Кадр из фильма «Дерсу Узала» (1975)

10-й ММКФ

1977 год. Председатель жюри — режиссер Станислав Ростоцкий (СССР).

Золотой приз: «Мимино»

Режиссер — Георгий Данелия

В 1977 году на 10-м ММКФ Золотой приз снова поделили «на три части». Одним из победителей стал Георгий Данелия с фильмом «Мимино». Однако участию его картины в конкурсе предшествовала череда драматических обстоятельств: от режиссера требовали вырезать из фильма эпизод со звонком Валико в Тель-Авив. «Пойми, не то сейчас международное положение», — уговаривал Данелию председатель Госкино Филипп Ермаш. Режиссер долго упирался и торговался. В конце концов пришли к компромиссу: для показа на ММКФ Данелия склеил вариант без злополучного эпизода, а в прокат картина пошла такой, какой мы видим ее сейчас.