Не просто писатели

Не просто писатели

Как Владимир Набоков писал литературный сценарий к фильму Кубрика «Лолита», сколько раз Михаил Булгаков переписывал «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и какой фильм по книге Замятина стал лучшим во Франции в 1936 году. «Культура.РФ» вспомнила писателей, примеривших на себя роли сценаристов.

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский. Фотография: foma.ru

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский. Фотография: skolkolet.com

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский. Фотография: artelio.ru

Владимир Маяковский экспериментировал в разных областях искусства — в том числе пробовал себя в кинематографе. В 1913 году он написал свой первый киносценарий «Погоня за славой». Через пять лет появились работы «Не для денег родившийся» по мотивам «Мартина Идена» Джека Лондона, «Барышня и хулиган» и «Закованная фильмой» (в картине по этому сценарию Маяковский сам исполнил главную роль, а Лиля Брик сыграла балерину). В 1920 году на экраны вышел фильм «На фронт», который поэт называл «агиткартиной, исполненной в кратчайший срок». Ни один из этих сценариев не сохранился. За исключением «Барышни и хулигана» и нескольких фрагментов «Закованной фильмой» до наших дней не дошли и снятые по ним фильмы. Маяковский не любил свои киноработы той поры, называл их «сентиментальной заказной ерундой».

Пик работы в кинематографе у Маяковского пришелся на 1926–1927 годы, когда он написал сценарии «Дети», «Слон и спичка», «Сердце кино», «Любовь Шкафолюбова», «Декабрюхов и Октябрюхов», «Как поживаете?», «История одного нагана», «Товарищ Копытко, или Долой жир!», «Позабудь про камин». Из всех сценариев экранизировали только «Детей» и «Декабрюхова и Октябрюхова», зато тексты сохранились — их впоследствии опубликовали в Собрании сочинений Маяковского.

Евгений Замятин

Евгений Замятин

Евгений Замятин. Фотография: chtoby-pomnili.net

Евгений Замятин

Евгений Замятин. Фотография: brainsly.net

Евгений Замятин

Евгений Замятин. Фотография: laban.rs

Первые киноопыты Замятина относятся к его жизни в СССР — здесь он написал рассказ «Пещера», по которому в 1927 году вышел фильм «Дом в сугробах», а в 1928 году появилась картина «Северная любовь» по повести «Север». Писал Замятин и сценарии: «Одиннадцать и одна», «Подземелье Гунтона», однако фильмы по ним так и не вышли.

В 1931 году Евгений Замятин эмигрировал. Он осел в Париже, где стал зарабатывать киносценариями. Правда, писатель сожалел, что эта работа отвлекала его от художественной прозы: «…в голове у меня — неплохой капитал, а я его трачу на Ersatz’ы, на написание каких-то сценариев — только потому, что это единственная не так мизерабельно оплачиваемая здесь работа». Во Франции Замятин адаптировал для киноэкрана произведения русских классиков — «Пиковую даму» Александра Пушкина, «Войну и мир» Льва Толстого, «Вешние воды» Ивана Тургенева. Самой удачной киноработой Замятина называют экранизацию «На дне» Максима Горького режиссера Жана Ренуара — ее признали лучшим французским фильмом 1936 года. Замятин предпринимал попытки экранизации и собственного романа «Мы», но они не увенчались успехом.

Владимир Набоков

Владимир Набоков

Владимир Набоков. Фотография: elle.ru

Владимир Набоков

Владимир Набоков. Фотография: anews.com

Владимир Набоков

Владимир Набоков. Фотография: userapi.com

В 1960-е американский режиссер Стенли Кубрик решил экранизировать «Лолиту» Владимира Набокова — написать сценарий он попросил самого автора романа. Правда, сначала Набоков отказался. Его жена Вера Набокова писала продюсеру Джеймсу Харрису о причине: «Камнем преткновения стала для него идея поженить главных героев с благословения некоего родственника».

Когда же Кубрик предложил Набокову вместе бороться с цензурой и посулил внушительный гонорар, писатель согласился. Первый черновик сценария — не менее литературный, чем первоисточник, — был на 400 страниц. Этого объема вполне хватило бы на восьмичасовой фильм. Набоков сократил текст.

«Я полагаю, что я довел сценарий до разумной протяженности: Пролог — 10 мин.; первый акт — 40 мин.; второй акт — 30 мин.; третий акт — 50 мин., и кроме этого я отметил несколько мест, которые по Вашему усмотрению также можно сократить (другие — восстановить)».
Владимир Набоков

В 1963 году Набоков был номинирован на премию «Оскар» как автор лучшего адаптированного сценария.

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков. Фотография: mxat.ru

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков. Фотография: oknovmoskvu.ru

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков. Фотография: yl-gavrilov.ru

Если пьес за свою жизнь Михаил Булгаков написал немало, то его киносценариев известно всего два. Оба были созданы по мотивам произведений Николая Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и «Ревизор».

Первый сценарий автор написал по заказу кинофабрики «Союзфильм». Булгаковский текст во многом шел вслед за поэмой Гоголя, но писатель добавил сцены-отступления, в которых раскрывались чувства и мысли героев. Режиссер будущей картины Иван Пырьев принял сценарий только с третьего раза, но и потом Булгаков еще несколько раз его дорабатывал. Были и другие трудности: в газете «Вечерняя Москва» сообщили, что «сценарий написан М.А. Булгаковым и Ив. Пырьевым». Михаил Булгаков доказал свое единоличное авторство, но после этого Иван Пырьев охладел к будущему фильму — экранизация так и не появилась. Текст сценария сегодня можно прочесть в собрании сочинений писателя.

«Ревизора» Булгаков писал по заказу «Украинфильма». Работа над этим сценарием также шла трудно — первые авторские версии были раскритикованы. В результате Булгаков был вынужден писать в соавторстве с режиссером картины Михаилом Каростиным. Этот сценарий приняли на студии, и режиссер даже успел приступить к экранизации. Но две первые снятые сцены жестко раскритиковало начальство, и картину закрыли.

Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко. Фотография: meduza.io

Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко. Фотография: evtushenko.net

Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко. Фотография: ngenix.net

В 1964 году вышел фильм «Я — Куба» Михаила Калатозова, сценарий для которого написал поэт Евгений Евтушенко. Картина состояла из нескольких новелл, рассказывающих о том, как революция на Кубе изменила жизни героев ленты. Фильм стал лауреатом Международного технического конкурса фильмов в рамках IV конгресса УНИАТЕК в Милане и получил Архивную награду Национального общества кинокритиков США.

Следующей работой Евтушенко в кино стал фильм «Детский сад», снятый по мотивам личных воспоминаний поэта о военном детстве. Картину показали вне конкурса на Венецианском кинофестивале, впоследствии она получила широкое признание на Западе. Наконец, в 1990-м Евтушенко не только написал сценарий, но и снял по нему собственную картину — «Похороны Сталина». Там он исполнил и одну из ролей.

Автор: Лидия Утёмова


Обсуждение закрыто.