Международный кинофестиваль «Послание к человеку» стартует в Санкт-Петербурге в гибридном формате

Старейший петербургский кинофестиваль «Послание к человеку» пройдет в гибридном формате. 29 октября, в первый день смотра, в Доме кино, «Родине», «Авроре», киноцентрах «Ленфильм» и «Лендок», а также книжном магазине «Порядок слов» состоятся оффлайн-показы фильмов из спецпрограмм. 30 октября, когда в Петербурге начнется локдаун, фестиваль перейдет в онлайн-режим. Все фильмы международного, экспериментального и национального конкурса будут показаны в сети, сообщает пресс-служба фестиваля.

«Послание к человеку»_ постер
фото: МКФ «Послание к человеку»

«Послание к человеку» — это фестиваль документального, анимационного и короткометражного кино, и несмотря на то что эксперимент здесь вроде бы вынесен в специальное состязание, все программы представляют передовые тенденции в российском и мировом кино.

Внеконкурсные секции «Кино сверхреальности» и «Панорама.Doc», на показах которых фестиваль сконцентрировался сегодня, традиционно представляют главные фестивальные хиты сезона. Это и новая картина Франсуа Озона «Все прошло хорошо», и победившая на фестивале в Локарно индонезийская лента «Я мщу, остальные платят наличными», и жестокая военная драма из Венгрии «Естественный свет».

«Я мщу, остальные платят наличными», реж. Эдвин
фото: «Я мщу, остальные платят наличными», реж. Эдвин

В Национальном конкурсе собирается исключительно документалистика. Выбранные из почти 500 заявок 18 работ в диапазоне от более или менее традиционного документального кино — «Джой» Дарьи Слюсаренко о цирке-шапито или «Набережная» Нади Захаровой о бурной жизни набережной реки Камы в отдаленном районе Перми — до поисков нового языка, уводящих авторов в авангардное искусство — «Теория Новой Гениальности» Таисии Круговых и «Народная» Вадима Кострова. Центральным сюжетом национального конкурса именно этого года, по рассказам кураторов Константина Шавловского и Наталии Палаевой, стали «перекодировка реальности» и «выход из клетки настоящего в неизвестное будущее», отраженные главным образом в лентах Ильи Желтякова «Ягодник» и «Клетки» Дмитрия Лукьянова.

«Джой», реж. Дарья Слюсаренко
фото: «Джой», реж. Дарьи Слюсаренко

В Международном конкурсе помимо документалистики на «Послании» показывают анимационные и короткометражные игровые ленты, что и составляет главную особенность фестиваля. Так на Гран-при в этом году претендуют одновременно и мощный док Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст», премьера которого состоялась в Каннах, и 6-минутный мультфильм Вари Яковлевой «Жизнь-паскуда» о ночи, проведенной на скамейке, история любви в период пандемии «В лесу» и рассказ о многодетной матери из Сибири «Жизнь Иванны», снятый учеником Марины Разбежкиной Ренато Боррайо Серрано.

«Бабий Яр. Контекст», реж. Сергей Лозница
фото: «Бабий Яр. Контекст», реж. Сергей Лозница

«В этом году программа получилась очень сильной и эффектной. Пожалуй, наш главный лозунг сейчас – это расширение формата. От экспериментального и остроумного манифеста («Человек и камера» Гвидо Хендрикса) до научно-популярного кино с сюрпризом («За горло» Амира Боренстайна и Эффи Вайс). От сибирской тундры, снятой режиссером из Гватемалы («Жизнь Иванны» Ренато Боррайо Серано), до сербской глухой деревушки, которая напрасно ждет визита нобелевского лауреата Петера Хандке («В ожидании Хандке» Горана Радовановича). От многолетнего наблюдения за жизнью пожилой секс-работницы («Энни» Гелены Тржештиковой) до почти игрового фильма, в котором обитатели Западной Африки непринужденно разыгрывают свою жизнь перед камерой («Айя» Симона Жийара). Таков диапазон нынешнего года. И случилось так именно потому, что бесконечно расширяется диапазон окружающих нас «движущихся картинок», где все жанры уже уравнены в правах», – рассказывает о международном конкурсе программный директор фестиваля Алексей Медведев.

Все конкурсные фильмы можно будет посмотреть на платформе Nonfiction.film. Доступ к показам предоставляется зарегистрированным пользователям. Первые 10 дней регистрации – бесплатные.