История России в сатирических картинках

Указ брить бороды и война 1812 года, Кровавое воскресенье и антирелигиозная кампания 1930-х годов остались не только в официальных документах и учебниках, но и на рисунках карикатуристов. Изучаем российскую историю по сатирическим картинкам.

Первые русские карикатуры

Первые русские карикатуры

Карион Истомин. Букварь. XVII век

Первые русские карикатуры

Пантелеймон Лепешинский. Как мыши кота хоронили. 1903

Первые русские карикатуры

Автор неизвестен. «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Первая четверть XVIII в. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Первые русские карикатуры

Иван Теребенев. Угощение Наполеона в России. 1812

До XVII века юмор на Руси существовал только в словесной форме. В изобразительном искусстве — достоянии церкви — не могло быть и речи о насмешках. Художники проявляли остроумие лишь в тонких намеках. Например, букву Д в книгах традиционно изображали в виде библейского царя Давида с арфой, но некоторые оформители помещали скомороха с гуслями. Это был смелый поступок в обществе, где скоморошество осуждала власть и преследовала церковь. В азбуках буквы рисовали в виде забавных людей и животных, чтобы лучше запоминалось.

Во второй половине XVII века в России начали создавать потешные картинки по образу и подобию европейских. Изображение вырезали на доске, а затем раскрашивали полученные оттиски. По одной версии, название таких листов — лубочные — происходит от названия липовых досок (лубе). По другой, слово связано с лубяными коробами, в которых торговцы разносили товар.

А вот материал о первой печатной книге на Руси

Такие картинки сопровождались текстами, часто приправленными непечатным словцом: ведь это был народный жанр, далекий от официоза. Мастера лубка пересказывали новости из газет, сказки и былины. Так сатирические сюжеты впервые заняли центральное место в русском изобразительном искусстве. Особой популярностью пользовались фривольные темы: как старик ухаживает за молодыми девушками, бестолковый жених не может присватать невесту, а знатный кавалер «подбивает клинья» к торговке блинами.

Подпись к популярному лубку «Как мыши кота хоронили» гласила: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский». Некоторые специалисты видят здесь скрытую пародию на царские регалии, где в образе кота — Петр I, смерти которого радовались «мыши» — противники реформ.

Знаменитый петровский указ «бороду брить» отражен в работе «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». С 1721 года производство лубков регулировало законодательство. Нужно было получать разрешение на их изготовление, качественно пропечатывать портреты царских особ и не допускать политических насмешек. В 1812 году на лубках изображали изгнанных из России французов. С 1820-х годов картинки разрешали печатать только на бытовые и патриотические темы: работы просматривали цензоры.

Сатира в плакатах и открытках

Сатира в плакатах и открытках

Алексей Венецианов. Французский парикмахер. 1812. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сатира в плакатах и открытках

Казимир Малевич, Владимир Маяковский. «Шел австриец в Радзивилы, / Да попал на бабьи вилы». 1914

Сатира в плакатах и открытках

Иван Теребенёв. «Подарок детям в память о событиях 1812 года». 1815

Сатира в плакатах и открытках

Виктор Дени. «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!». 1941–1942

Еще в XVII веке мастера Оружейной палаты — единственные профессиональные художники того времени — стали выпускать первые плакаты, высмеивающие врага.

Таков, например, азовский паша в чалме, представленный на шествии 30 сентября 1696 года по случаю взятия Азова. Под портретом подпись: Ах, Азов мы потеряли / И тем бед себе достали.
Людмила Медведева, «Русская карикатура»

Во время войны с Наполеоном художники создавали патриотические карикатуры для печатных листов. Их распространяли наряду с лубочными. Такие листы отличала профессиональная проработка и академический стиль. Художник Алексей Венецианов делал карикатуры на представителей высшего света, которые любили всё французское и плохо знали русскую культуру. В 1814 году график Иван Теребенёв создал серию офортов «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Двустишия и картинки, высмеивающие французов, здесь располагались по алфавиту.

В годы Первой мировой войны патриотические плакаты и открытки начали выпускать в издательстве «Сегодняшний лубок». Над ними работали авангардисты Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Илья Машков. Авторы стремились сохранить народное звучание нового лубка: в рисунках намеренно искажали перспективу, а для подписей писали грубоватые стихи с просторечиями.

Особенно популярны в 1919–1921 годах были серии «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Эти плакаты вывешивали в пустых окнах магазинов — отсюда их название. Их посвящали новостям с фронтов Гражданской войны, первым декретам советской власти, трудовой агитации. Из 1500 выпусков около 400 нарисовал Владимир Маяковский, ему принадлежит и большинство текстов.

От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом.
Владимир Маяковский

Особым видом оружия плакатный жанр стал в годы Великой Отечественной войны. Художники подчеркивали не только трагическую сторону войны, но и безжалостно высмеивали противника.

Сатирические журналы

Сатирические журналы

Алексей Венецианов. Вельможа. 1808

Сатирические журналы

Николай Степанов. Редакторы. 1862

Сатирические журналы

Николай Степанов. Французы. 1855

Политические диспуты в российской печати велись еще со времен Екатерины II, но регулярные сатирические издания появились только в XIX веке. Первый из них — еженедельный «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» — выпускал Алексей Венецианов. В третьем номере живописец «замахнулся» на оду Державина «Вельможа»: изобразил толстого чиновника, спящего, пока в приемной ждут просители. Журнал тут же закрыли.

Следующее подобное издание — «Ералаш» — вышло лишь в 1846 году. В следующие 20 лет в России появилось около десятка сатирических журналов. Известным художником-карикатуристом того времени был Николай Степанов. Он рисовал шаржи на современников, обращался к теме Крымской войны.

На карикатуре Степанова «Редакторы журналов отстаивают свои статьи» изображены издатели и публицисты того времени: Николай Некрасов, Василий Курочкин, Степан Громека, Михаил Достоевский, терпеливо стоящие в очереди перед цензурным комитетом.

Здесь читайте об истории женских журналов

Несмотря на цензуру, журналы второй половины XIX века печатали карикатуры на государственные реформы и даже самого царя. После отмены крепостного права в 1861 году в «Искре» вышел рисунок, где усатый мужчина, напоминающий бакенбардами Александра II, слегка распускает веревку, которой связаны руки у крестьянина. Под картинкой подпись: «По крайней мере, теперь вы чувствуете себя свободнее? — Нет, родимый, не чувствую. — Ну уж это прихоть, привычка всегда быть недовольным».

Расцвет сатирической прессы пришелся на начало XX века. Манифестом 17 октября 1905 года была дарована свобода слова. В сатиру потянулись видные художники эпохи: Александр Бенуа, Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Иван Билибин. Их работы для журнала «Жупел» стали классикой. Самые известные — «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» Серова, «Октябрьская идиллия» Добужинского и «Вступление» Кустодиева — посвящены кровавым событиям Первой русской революции.

Вплоть до Октябрьского переворота 1917 года в стране выходили десятки журналов с говорящими названиями: «Адская почта», «Леший», «Нагаечка», «Пулемет», «Кнут», «Ванька-встанька», «Горчичник», «Кузькина мать».

Советские журналы карикатур

Советские журналы карикатур

Константин Елисеев. «Кабинетная флора». 1948

Советские журналы карикатур

Марк Абрамов. «На свою голову». 1982

Советские журналы карикатур

Леонид Сойфертис. «За этот твой портрет я заплатил 10 тысяч долларов…» 1953

Советские журналы карикатур

Леонид Сойфертис. Арбузы. 1979

В конце 1917 года государство взяло прессу под жесткий контроль, многие художники и издатели уехали из страны. Выходили сатирические журналы нового толка, которые не обличали власть, а транслировали государственную идеологию. Среди них «Новый бич», «Красный Сатирикон», «Красный перец», «Заноза», «Бузотер», «Лапоть» и другие.

В 1922 году появился самый известный сатирический журнал советского времени — «Крокодил». В 20-е годы он боролся с религией, в 30-е — с иностранными агентами и «врагами народа». Карикатуристы изображали фигурантов политических дел, «формалистов» и «лжеученых». В 1948 году в «Крокодиле» вышла карикатура «Кабинетная флора», которая высмеивала генетику: в те годы ее тоже считали лженаукой.

Так же как и лубок, советские карикатуры сопровождались репликами-пояснениями. Их придумывали специальные сотрудники — «темачи». Популярные тексты на темы, далекие от политики, но близкие простому читателю, писал Леонид Сойфертис. Они не нуждались в пояснениях, хотя и выходили с комментариями

В 1960–70-е годы главными героями сатирических журналов стали «граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы» и капиталисты-агрессоры. В это время творили молодые художники Олег Теслер, Андрей Некрасов, Игорь Воробьев, Михаил Златковский.

В их рисунках была удивительная легкость, изящество, свободный взгляд на окружающий мир. Они были по-доброму смешными и отстраненными от больших общественно социальных проблем.
Людмила Медведева, «Русская карикатура»

Рисунки нового формата печатали в воскресных выпусках газеты «Труд» в рубрике «Улыбки художника». С 1968 года необычные для СССР неполитические карикатуры выходили в «Литературной газете». На родине молодые художники оставались в тени «зубров» официальной пропаганды, но получили признание на международных конкурсах в Бельгии, Канаде, Польше, Югославии, Италии, Болгарии и других странах.

Автор: Екатерина Гудкова